
Бывает, что нам нужно придумать что-то особенное. Название, дизайн, идею, решение — да мало ли что! Современный бизнес то и дело подкидывает задачи, которые без креативного подхода не решить.
Когда вам нужно придумать какую-то радикально новую идею, то начать нужно с того, чтобы и для себя, и для группы сформулировать вопрос и записать его крупно на видном месте.В этот момент наш мозг начинает выдавать те идеи, которые у него уже есть и лежат на поверхности. Как увеличить вовлеченность менеджеров в процесс? — Давайте повысим им зарплату! И увеличим отпуск! И отменим дресс-код! Знакомо? Наверняка…
Именно так и проходят брейн-стормы во многих компаниях. Давайте подумаем…. — А мы уже подумали! Должна вас расстроить. Это не вы подумали, а это ваш мозг вам накидал готовых клише, которые вы где-то слышали или читали. И это нормальный первый этап работы. Только называется он не «генерация идей», а «выгрузка мозга». Или перезагрузка, кому как больше нравится.
Проводится, как правило, в индивидуальном режиме. То есть каждый работает сам с собой и… с пачкой стикеров. Берешь фломастеры, и вперед. Один стикер — одна идея. Мы записываем эти идеи, чтобы потом, когда мы уже начнем собственно процесс придумывания, они нас не отвлекали. Но и не забылись. А вдруг и среди них было что-то полезное?
Пока вы заполняете стикеры первыми пришедшими в голову идеями, часто параллельно возникают домашние идеи — коту корм, детям форму, маме шоколад — их тоже обязательно надо выписывать. Отдельно, на стикерах другого цвета. Для того, чтобы начать работать нам нужна абсолютно чистая голова. Все? Пусто? Отлично!
Второй этап — начинаем генерить ответы на наш исходный запрос. Ничего не приходит в голову? А нам нужно минимум 30-40 идей (максимум 50-90) на группу! Только тогда, комбинируя их, мы сможем получить новые прорывные идеи. Страшно? Кажется, что это невозможно? Что ж, предложу вам некоторые из моих любимых способов подстегнуть работу вашего мозга. (А всего их в моей копилке более 300!)
Метод ближайшего красного.
Найдите в своем окружении любой красный предмет. Теперь возьмите его и опишите максимально подробно все его характеристики. Какой он? Из чего сделан? Мягкий, пластичный или жесткий? Влажный или сухой? Живой или не живой? Для чего он предназначен? Что еще можно сделать с его помощью? Какие его качества позволяют вам это сделать? Когда информации наберется достаточно, перенесите основные качества этого предмета на свой вопрос, и попытайтесь с их помощью ответить на свой вопрос. Степень безумия результата на этом этапе нас не волнует, как и практическое применение полученных идей.
Метод случайного стимула.
Возьмите словарь и назовите случайным образом номер страницы и строчку сверху. Откройте. Вам досталось некоторое случайное слово на случайной странице. Теперь выпишете на стикеры 20-30 слов, подряд следующих за ним. Разложите получившиеся у вас карточки по частям речи — глагол прилагательное существительное. Теперь открывайте разом по три карточки (одну из каждой стопки). Получившаяся фраза или оборот станут подсказкой, отталкиваясь от которой, каждый напишет как это могло бы сработать для решения задач компании.
Важной частью работы на втором этапе становится отключение внутреннего критика. Кто-то внутри все время будет кричать: «Это безумие! На что мы тратим время! Как из этого может родиться нужная идея!», просто игнорируйте его и со временем он замолчит. Это внутренний критик. Тот самый персонаж, который не позволяет родиться вашим новым и гениальным идеям и заставляет жить по-старому. Наши безумные игры должны заставить его замолчать от удивления и позволить нам по-настоящему насладиться творчеством.
Третий этап — разбор идей. После того, как создание наших безумных идей закончилось, наша задача сгруппировать их. Для этого мы возьмем еще несколько стикеров и нарисуем на них условные значки — например, звездочка, кружочек, квадратик.
Затем первый выступающий с идеей решит, что он будет обозначать ее условно звездочкой. Автор следующей идеи станет кружочком, а третьей — квадратиком. Теперь каждый следующий выступающий либо создаст свою категорию, либо отнесет свою идею к одной из уже существующих групп. Когда появятся кластеры сходных идей, появится и предмет для обсуждения. Наиболее подходящую для реализации в ближайшее время идею, как правило, выявляет групповое обсуждение.